Демидовские места в Италии

    Во Флоренции, в этом стариннейшем городе Возрождения, собраны работы таких великих итальянских мастеров, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челини. Это город расцвета Данте Алигьери... И достойно удивления, как в громких, ярких именах не затерялось несколько демидовских "песчинок"... Нет они не затерялись, а лишь дополнили прекрасную мозаику искусства.

    Одна из таких "песчинок" - памятник Николаю Никитичу (основоположнику "итальянской ветви" в фамильном древе Демидовых) на небольшой площади во Флоренции, названной в его честь Демидовской. Это работа скульптора Лоренцо Бартолини, который сделал несколько копий своего творения. Одна из них расположена на бывшей Демидовской вилле в Пратолино, макет памятника находится во дворце Питти во Флоренции. А сам памятник поставлен на площади - рядом с палаццо, где некогда жили уральские горнозаводчики.

Демидовские места в Италии

    Сказать, что Демидовы прославились как меценаты, - значит ничего не сказать. Их благотворительность известна далеко за пределами России, а в Италии благодарная память сохранилась и по сей день.

    Школа Демидовых во Флоренции... Приведу лишь небольшой отрывок из статьи Джованны Босей "Школы Демидовых. К вопросу Торриджани-Демидовы": "Школа Демидовых на улице Сан-Никколо, основанная в 1828 году, является одним из самых интересных свидетельств тесных связей, установившихся между Демидовыми и городом с момента их прибытия. Это была бесплатная школа для 160 детей из бедных семей, в основном из прихода церкви Сан-Никколо. Для финансирования Демидов обеспечил ренту и отдал в распоряжение школы два здания".

    В настоящее время здесь находится Международная школа специализации по графическому искусству. На здании - мемориальная доска (см. фото) со следующим примерно содержанием: "Князь Анатолий Демидов наследовал эту школу, основанную в 1828 году его отцом Николаем, расширил, улучшил ее. Маркиз Карло Торриджани, который посетил самые знаменитые школы Швейцарии, Германии, Англии, руководил школой так, что стала она образцом для всей Тосканы".

    Церковь Рождества Христова во Флоренции... Лестничный вестибюль украшен большим изображением святого апостола Филиппа и двумя закладными досками на русском и итальянском языках: "Храм сей своим благолепием обязан Павлу Павловичу, князю Сан-Донато, и его супруге Елене Павловне, урожденной Трубецкой". Над входом - небольшой образ святой Елены, покровительницы княгини Е. Демидовой. Нижний храм - историческое продолжение домовой церкви Демидовых в Сан-Донато-ин-Полвероза. Иконостас, иконы и клиросы перенесены сюда из Никольской "демидовской" церкви, находившейся в том же имении Сан-Донато. Символически было перенесено и посвящение святому Николаю, покровителю князя Н. Демидова. Из той же домовой церкви в Сан-Донато во флорентийский храм пожертвована входная "демидовская" дверь - настоящее произведение искусства. Сделанная из резного ореха, она получила главную премию на художественной выставке 1860 года. Помимо этого, в библиотеке церкви, наряду с отличным собранием русских книг хранится двухметровый образ Святой Троицы (В. Васильев, 1856 г, из виллы Демидовых).

    Но давайте выйдем за пределы старинной Флоренции... О знаменитой загородной вилле Демидовых в местечке Пратолино известно много и многим, в том числе тагильчанам - в свое время и в местной печати были публикации о ней. Поэтому распространяться, "повторять пройденное" нет необходимости А вот город Баньи ди Лукка нашими демидоведами, вероятно, еще не освоен.

    Этот водный курорт был излюбленным местом многочисленных иностранцев. В разное время его посещали великие артисты, мыслители, поэты: от Байрона до Шелли и Гейне. Однако история знает и другие имена, может быть, не столь знаменитые, но и эти люди внесли свой вклад в процветание "Города воды". Речь идет о Николае Никитиче и Анатолии Николаевиче Демидовых.

    В 1827 году Николай Демидов финансировал строительство здесь госпиталя с прилегающей католической часовней, по проекту итальянского архитектора Джузеппе Пардини. А спустя несколько лет, в 1851 году, его сын Анатолий расширил здание и передал в полное распоряжение госпиталя.

    В настоящее время тут открыта "Villaggio Globale" - "Глобальная деревня" буквально. Для нашего слуха звучит необычно, однако это концепция, которая рассматривает всю планету как открытое пространство для общения, человеческого и культурного обмена, а в более широком смысле - как синоним планетарной культуры и всеобщего экологического сознания. На первый взгляд, идея кажется утопической. Но уже сейчас есть в мире около десятка "эко-деревень" с одинаковыми научными, экологическими и духовными принципами.

    Баньи ди Лукка - идеальное место для реализации этого проекта. Название, которое в переводе означает "город воды", не случайно: там расположен целый комплекс, насчитывающий более 20 различных терминальных источников, вода в каждом имеет различные терапевтические, лечебные свойства.

    Именно здесь, в бывшей резиденции Демидовых, открывается Институт глобального образования, главная задача которого - развитие и улучшение человеческого потенциала.

Андрей АНТРОПОВ.

На снимках: мемориальная доска на здании школы Демидовых; Баньи ди Лукка. Госпиталь для бедных, построенный Н. Демидовым в 1827 г. Мостик ведет к часовне.

 

Аукцион во Флоренции

   Километрах в двадцати от Флоренции, на старой Болонской дороге, близ местечка Пратолино и сейчас стоит темно-красная вилла, окруженная громадным парком и обширными земельными владениями. Она до недавнего времени принадлежала потомкам Демидовых, основавшимся во Флоренции еще в начале прошлого века.

   На вилле в Пратолино больше всего поражала ценная коллекция художественных произведений, которая была выставлена в коридоре Пажеского корпуса. Там по обе стороны висели картины, между ними на высоких мраморных консолях стояли бюсты. Под картинами размещались шедевры мебельного искусства. Электронная версия historyntagil.ru. Фламандской живописи был отведен особый зал. Великолепием отличалось убранство Большого салона, тоже уставленного статуями и увешанного картинами. В библиотеке - парадный портрет А.Н. Демидова кисти Карла Брюллова.

   В нашем веке судьба этого большого полотна долго оставалась неизвестной. Однако в середине 1970-х годов выяснилось, что портрет Анатолия Демидова был передан последними владельцами виллы Пратолино в дар городу Флоренции. Теперь он выставлен в знаме-нитой на весь мир Палатинской галерее флорентийского дворца Питти.

   Художник использовал мотив конного портрета: вздыбленная лошадь, внезапно осадивший ее всадник. Множество подготовительных рисунков показывают поиски живописцем вариантов картины. Причем этюдов портретируемого Брюллов почти не делал. Зоркий, натренированный глаз, феноменальная художественная память и даже чутье психолога помогали ему "выучить" человека наизусть, чтобы затем непосредственно писать его.

   В 1833 году портрет А.Н. Демидова был только начат. После тщательной Проработки композиции, поиска наиболее выигрышного расположения фигуры на полотне художник вскоре охладел к работе и забросил ее, как это не раз случалось с ним. В письме от 4 мая 1844 года А.Н. Демидов писал из Флоренции в Петербург Брюллову: "Вы, без сомнения, помните, что около десяти лет назад во время пребывания моего в Италии, вы начали рисовать мой портрет, на котором я был изображен верхом, в боярском костюме, мой отъезд (за которым вскоре последовал и ваш) не дал возможности его докончить".

   Когда же Брюллов вернулся в Рим в 1850 году, он получил письмо А. Демидова с напоминанием о неоконченной работе: "Почти четверть века прошло с тех пор, как вы сделали с меня один набросок: как сейчас вижу себя, верхом, в лесном уголку, в сопровождении борзой собаки! Вы не можете представить, с каким удовольствием увидел бы я этот портрет доконченным, понятно, с помощью ваших воспоминаний. Ведь никакое чудо не в состоянии возвратить нам хотя бы лишь на четверть часа признаков молодости, бывших у нас 22 года тому назад".

   В последние годы художник пытался погасить старый долг - окончить конный портрет А. Демидова. Ему хотелось это сделать не только потому, что когда-то именно Анатолий поверил в молодого живописца и заказал ему "Последний день Помпеи". Он, как и отец и многие из рода Демидовых, тысячи рублей жертвовал на благотворительность и поощрение русского искусства.

   Но как дописать портрет? Демидов, редко бывавший на родине, жил у себя под Флоренцией. Надо думать, что оба, мастер и заказчик, встречались, поскольку портрет оказался в конце концов у наследников Демидова, Карагеоргиевичей. Они и передали его во флорентийскую галерею Питти, где картина и представлена сейчас. В галерее брюлловскому портрету Анатолия Демидова отведен специальный зал. Тут же экспонируются и другие произведения из демидовского собрания. "Демидовский зал" украшают также несколько предметов мебели, в том числе великолепный малахитовый стол и два кресла.

   О былом богатстве знаменитой династии свидетельствует рассказ о демидовском аукционе 1969 года во Флоренции - неслыханном по многообразию представленных на продажу предметов антиквариата и произведений искусства, способ-ных украсить любой столичный музей.

   В поместье Пратолино после смерти А.Н. Демидова проживал его племянник П.П. Демидов, где и скончался в 1885 году. После него имение Пратолино перешло во владение дочери - Марии Павловны, родившейся в 1873 году, прожившей всю жизнь в Италии и скончавшейся в 1956-м. Мария Павловна рано овдовела, потом потеряла дочь. Она не жаловала родину, в истории которой ее предки оставили такой заметный след, и не пожелала передать Советскому Союзу оставшуюся во Флоренции часть богатейшей коллекции Демидовых. Виллу и имение Пратолино она завещала своему родственнику, племяннику Павлу, отпрыску югославской королевской семьи Карагеоргиевичей. Именно он, Павел Карагеоргиевич, в 1969 году продал виллу Пратолино со всеми угодьями с молотка и, собрав с аукциона баснословную сумму, уехал из Италии. Советские представители в аукционе участия не принимали.

Н. МЕЗЕНИН.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 27.05.1993.

Вдали от Горного гнезда, но рядом с Ватиканом

княгиня Мария Павловна Абамелек - Лазарева, урожденная Демидова-Сан-Донато    В последнее время в нашей стране и за рубежом проявляется интерес к бывшим владениям и деятельности уральских горнозаводчиков Демидовых. Усилиями энтузиастов даже создай международный Демидовский фонд.

    Нижний Тагил на протяжении двух столетий являлся основным хранителем ценностей, доставшихся нам от прошлых “демидовских времен”. Поэтому мне и хочется поведать любознательным читателям о том сокровище, которое, хотя и находится вдали от Урала, но тоже связано с родом основоположников тагильских заводов. Речь пойдет о римской вилле “Абамелек”, принадлежавшей до передачи ее Советскому Союзу дочери Павла Павловича Демидова (1839-1885 гг.) - Марии. К ней вилла перешла по завещательному наследству Семена Семеновича Абамелек - Лазарева (1857 - 1916 гг.), за которого она вышла замуж в 1897 году.

    Я эту виллу посетил в сентябре 1977 года, будучи участником 44-го международного конгресса литейщиков, проходившего в Италии. Интерес к ее истории побудил собрать ряд документов, в том числе и относящихся к биографии бывших владельцев.

    Так, С.С. Абамелек - Лазарев, армянин по национальности, имел титул грузинского князя. Род Абамелеков был возведен в князья в конце XVIII века грузинским царем Ираклием II (1720-1798 гг.) после женитьбы его сына Давида на Елене Семеновне, дочери священнослужителя Семена Охановича Абамелека.

Семья переселилась в Россию на рубеже XVIII-XIX веков. Еще ранее, в начале XVII столетия, в Россию из Ирана переехала богатая армянская семья Лазаревых, она и породнилась с Абамелеками.

    После смерти в 1850 году Ивана Христофоровича Лаза-рева продолжение рода по мужской линии прекратилось. Начались хлопоты о закреплении знатной фамилии за ближайшими родственниками. Поскольку сестра Ивана была замужем за Семеном Давидовичем Абамелеком, ее сыщу Семену в 1873 году разрешили именоваться Абамелек - Лазаревым. Князь С.С. Абамелек - Лазарев был крупным горнозаводчиком и помещиком, ему только на 3ападном Урале принадлежали Кизеловский, Полазнинский, Чермозский металлургические заводы, Кизеловские и Луньевские каменноугольные копи, да еще соляные промыслы в Усолье, а также золотые и платиновые прииски. Здесь его владения занимали площадь 830 тысяч десятин (из них 765 десятин леса) и считались богатейшими на Урале.

    Абамелек - Лазарев умер в 1916 году, завещав свою римскую виллу (после смерти своей жены, так как прямых наследников у них не было) Императорской Академии художеств - для размещения здесь пансиона художников и скульпторов, направляемых в Италию изучать искусство. В завещании князя сказано: в случае, если Академия художеств откажется от виллы, она завещается на тех же условиях Императорской Академии наук с тем, чтобы тут был организован исторический институт. Говорилось и о том, что если Ака-демия наук откажется от виллы, то она должна быть продана и сумма, вырученная от продажи, передана в распоряжение тульского дворянства на врачебно-санитарные пункты в Тульской губернии. (Князь состоял там в дворянском сословии, и в Крапивенском уезде у него было имение).

    Непременным желанием завещателя было навсегда сохранить за виллой имя “Абамелек” и поддерживать ее в порядке, как при жизни владельца; деревья в парке не вырубать, художественные и просто предметы древности никуда отсюда не увозить. А земля, принадлежавшая имению, не должна отдаваться внаем. Следует отметить, что советское правительство неукоснительно соблюдало этот завет Абамелек-Лазарева.

    Большая, роскошная вилла “Абамелек” расположена по соседству с государством Ватикан, только на одну четвертую часть она менее последнего. По территории виллы, туннелем под землей, проложена железнодорожная ветка длиной 700 метров, соединяющая с 1932 года Ватикан с сетью дорог Италии.

    Замечательный парк состоит в основном из средиземноморской сосны и частично деревьев лиственных пород. Здесь сохраняются кирпичные здания, построенные в XVIII веке, картинная галерея, исторические музейные предметы. На территории виллы советским посольством было построено несколько новых зданий, где до последнего времени жили сотрудники наших учреждений в Риме, а также художники, приезжавшие в Италию для творческой работы. Тут же дом приемов посольства. Учитывая, что вилла “Абамелек” расположена в зеленой зоне Рима и недалеко от знаменитого собора Святого Петра, новое строительство итальянскими властями весьма ограничено.

    Бывший советский посол в Италии Богомолов еще в 1960 году рассказывал мне при встрече в Москве (тогда я был депутатом Верховного Совета СССР от Нижнего Тагила), что Ватикан, очень заинтересованный в расширении своей территории, обращался к советским властям с просьбой продать ему виллу “Абамелек”. Наш ответ был: дарованное не продается.

    Богомолов и сопровождавший меня по вилле сотрудник нашего посольства в Риме Чернышов говорили, что когда-то ранее, до Абамелек - Лазарева, эта вилла принадлежала Демидовым, но архивные или литературные источники об этом мне неизвестны. Установлено точно, что в начале XX века ее владельцем был Абамелек-Лазарев.

    Следует сказать, что победа Советской Армии над фашистской Германией и ее союзниками во второй мировой войне обеспечила досрочную передачу “Абамелек” нашей стране. Тогда еще была жива княгиня Мария Павловна Абамелек - Лазарева (1873-1956 гг.). А происходило это так.

    Во время деятельности в Италии Контрольной Комиссии союзников по антигитлеровской коалиции вилла была в 1944 году занята по ордеру военных властей под клуб советских военнослужащих и резиденцию советского представительства в Контрольной Комиссии. Поскольку вдова владельца, М.П. Абамелек - Лазарева, здесь не жила и никак не использовала постройки и парк, итальянские власти королевским декретом от 26 мая 1946 года конфисковали виллу “в целях общественной пользы”. Но уже 27 февраля следующего года декретом временного главы Итальянской Республики она была передана в собственность Советскому Союзу, и 15 июля 1947 года нашему посольству выданы документы, подтверждающие право собственности.

    Что же касается княгини Марии Павловны, то она имела в Италии еще одну прекрасную виллу - “Пратолино” близ Флоренции, купленную ее отцом П.П. Демидовым в 1872 году и по наследству переданную дочери. Наследница владела ею до конца жизни. М.П. Абамелек - Лазарева завещала “Пратолино” своему племяннику Павлу, потомку сербской и югославской королевской династии Карагеоргиевичей. В 1969 году он продал виллу со всеми угодьями и убранством.

В. ДОВГОПОЛ.

    На снимке: княгиня Мария Павловна Абамелек - Лазарева, урожденная Демидова-Сан- Донато.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 28.04.1992.

 

Демидов

    Бывшие заводчики много тратили средств на помощь страждущим, поддержку талантливых людей из народа, не скупились на развитие техники, наук и искусств, Они готовили своих инженеров, менеджеров, художников из крепостных, давая им образование во Франции, Англии, Германии, Италии. Они учредили первую в России научную премию “за оригинальность творения во всех областях человеческих знаний, к преуспеянию наук, словесности и промышленности в своем Отечестве”.

    Славились Демидовы благотворительностью и за пределами любезного Отечества. В частности, в Италии.

    Будучи русским посланником во Флоренции, Николай Никитич Демидов устроил здесь художественный музей и богатейшую картинную галерею, дом для призрения престарелых и сирот. И не случайно в его честь одна из площадей Флоренции названа Демидовской. Посреди ее поставлен памятник Н.Н. Демидову из белого мрамора работы скульптора Бертолини. А другой представитель династии, сын учредителя Демидовской премии, Павел Павлович за филантропическую деятельность в Италии был награжден орденами Святых Мазрикия и Лазара и “Итальянской короны”, получил золотую медаль от жителей Флоренции, которые избрали его почетным гражданином своего города. Здесь он открыл школы, приюты, дешевые столовые для рабочих и т.д.

    Так еще в прошлом веке имя Демидовых напрямую связало Урал с Италией, а Нижний Тагил с Флоренцией.

    Конечно, с началом революции в России связь эта распалась, как и связь эпох.

Главная страница