Альбом с короной  

рисунки Эжена Лами из демидовского альбома     Грандиозным событием в культурной жизни страны стали в свое время уникальные письма Карамзиных, датированные 1836-1837 годами. Они пролили свет на гибель А.С. Пушкина и вошли в историю знаменитой “Тагильской находкой”.

    Так вот, и письма Карамзиных, и альбом с “водяной живописью” - акварельными рисунками Эжена Лами дошли до нас со светлой памятью о трех поколениях “хранителей древностей” из тагильской семьи Богатыревых. К последнему из них принадлежит и К.С. Касьянова, дочь О.Ф. Поляковой – племянницы бывшего служащего демидовского заводоуправления П.П. Шамарина.

    Благодаря ей художественная коллекция музея-заповедника пополнилась еще одним уникальным экспонатом, ставшим событиемв демидовской и музейной истории. Это альбом в кожаном темном (почти черном) тисненом переплете с роскошным голубым муаром и корованной монограммой итальянского князя Анатолия Демидова. А в альбоме – четыре (увы, только четыре из всего собрания) листа. Рисунки запечатлели факты из костюмированной истории богатой демидовской свиты. Перед нами, потомками, они предстают яркой иллюстрированной хроникой путешествия по Парижу А.Н. Демидова, который большей частью проживал в Европе, лишь изредка навещая матушку Россию.

    “Выездной лакей в парадном костюме”, “Кучер”, “Форейтор”, “Гвардейский офицер” выразительны, прозаически точны и корректно элегантны. Но это отнюдь не наглядное пособие, документально запечатлевшее особенности и любопытные детали костюма конкретного вельможи давно минувшей эпохи и его свиты. Рисунки Эжена Лами еще и весьма своеобразные произведения искусства. Электронная версия historyntagil.ru. Того искусства акварели, которое называлось “водяной живописью” и, несмотря на совершенство, долго и мучительно, почти на протяжении большей части XIX века не могло завоевать себе право на официальное признание во Франции.

рисунки Эжена Лами из демидовского альбома     Настоящей удачей оказалось наличие на трех альбомных листах собственноручных подписей художника, сделанных старинным почерком на французском языке: “ЭЖЕН ЛАМИ, 1838, 1839. Париж”.

    Заказ А.Н. Демидова французскому мастеру предвосхитил вкус времени и утверждение этого жанра как достойного и благодатного. Спустя же несколько лет (1844 г.) поступает и государственный заказ Эжегу Луи Лами и еще четвертым художникам – романтикам: увековечить – исключительно акварелями – наиболее примечательные моменты двух путешествий на континент английской королевы Виктории, от прибытия Ее Величества в порт Булонь до отъезда из Парижа.

    Альбомы – сувениры были торжественно вручены французским правительством корованной гостье после каждой из поездок. Это одно из первых приобретений государством “водяной живописи” - случай по тем временам особый, исключительный, поскольку значение техники акварели по достоинству им было оценено намного позднее, аж в конце XIX века.

    Но вернемся к демидовскому альбому, перешедшему теперь в собственность музея-заповедника.

    Без названия остался лист, где изображен высокий мужчина средних лет, с гордой, строгой осанкой, худощавым лицом и пышными рыжими бакенбардами. Да и одет он по-особому – в мундир, шляпу с плюмажем, при шпаге – никак гвардейский офицер. Кто он, с кого нарисован? Это уже из областидогадок...

    Остается надеяться, что счастливый случай поможет обнаружить недостающие листы из роскошного альбома с короной.

О. ТОЛСТОБРОВА.

    На снимках: рисунки Эжена Лами из демидовского альбома.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 08.02.1992.

Главная страница